Урок № 3

Жизнь людей — это процесс непрерывного обновления информационного состояния общества.
«Все течёт, все меняется». Меняется сами люди, меняется и окружающий мир. Люди рождаются и умирают. Одно поколение людей приходит на смену другому. Что же можно взять в качестве «единицы измерения жизни поколения», какое время?
Сейчас продолжительность жизни человека приблизительно 60-70 лет. Из них 20-25 лет он учится и активно в жизни общества не участвует (период роста и обучения). С 50-55 лет основная масса людей этого возраста начинают уходить в свои проблемы (здоровье, быт, пенсия и т.д.) и сторонятся общественной жизни (период старения). На активную же жизнь одного поколения приходится всего 20-25 лет. Именно за это время каждое очередное поколение привносит в общество что-то своё. Эту цифру можно взять в качестве «единицы измерения периодичности смены поколений». Эта цифра (20-25 лет) совпадает также со временем рождения первого ребёнка у женщин.
Можно говорить о скорости процесса информационного обновления на уровне биосферной обусловленности. В качестве меры скорости можно взять среднестатистический возраст родителей при рождении у них первого ребенка; либо продолжительность активной, т.е. трудовой жизни; либо время, в течение которого происходит 5-%-ное (или иное статистически стандартное) обновление популяции и т.п. Но все эти величины взаимосвязаны статистически и границы их изменения биологически предопределены нормальной генетикой вида.
Если есть периодичность процесса, то её можно выразить через частоту. Назовём эту частоту обновления поколений —биологической частотой» (частотой обновления информации на биологическом уровне, уровне генокодов). И если посмотреть на неё в течение всего глобального исторического процесса, то окажется, что она практически не меняется. Она была и остается постоянной!
А как изменяется, обновляется окружающий человека мир? Что и как в нём «рождается» и «умирает»? Есть ли здесь какая либо периодичность?
Если взять природные явления, то всё, познанное пока человеком, определено: зима — лето, день — ночь, дожди — штормы и т.д. И человек к ним давно приспособился. Если бы люди, например, не приспособились к смене лета на зиму, то они бы вымерли, как мамонты.
Но человек не только живёт в природе, он может вторгаться, вмешиваться в окружающий мир. Он строит и взрывает, сажает деревья и рубит их, перекрывает реки и прокладывает каналы, изобретает и так далее. То есть, кроме биосферы, человек по своему усмотрению создал техносферу, которую он непрерывно «совершенствует». Есть ли здесь какая-то периодичность? — Есть.
Рассмотрим это для простоты на примере одной из областей деятельности человека — транспортных средств. Изобрёл человек телегу, и она прослужила без существенных изменений тысячи лет. Изобрёл человек карету, и она проездила сотни лет. Изобрел человек паровоз. Конструкция этого транспортного средства менялась через десятки лет (паровоз, тепловоз, электровоз, монорельсовая железная дорога). С изобретением автомобиля обновление пошло уже через единицы лет.
То же и со средствами связи: тысячи лет бегали посыльные, сотни лет использовалась голубиная почта, а затем почтовая служба стала совершенствоваться через десятилетия: фельдъегеря, почтовые дилижансы, почтово-багажные поезда, телеграф, телефон; в наше время технологии спутниковой и сотовой связи обновляются каждый год.
Можно приводить массу примеров из различных областей жизни общества. И общим для всех примеров будет тот факт, что в ходе глобального исторического процесса частота обновления технологий и технических знаний все время увеличивалась, шло «убыстрение» процесса вытеснения устаревших технологий и заменой их на новые.
Можно говорить о скорости процесса информационного обновления на уровне социальной обусловленности. В качестве меры скорости процесса можно избрать время изменения каких-либо параметров культуры, например, культурологи часто вспоминают продолжительность времени, в течение которого происходит удвоение объёма научно-технической информации. Но поскольку информационная ёмкость общества ограничена, а цивилизация основана на производстве, то более показательно избрать время «морального» старения и смерти техники и технологий и статистику, построенную на множестве социально значимых технологий и технических решений, определяющих культуру производства.
Назовём эту частоту обновления технологий — «социальной частотой» (частота обновления информации на социальном, внегенетическом уровне). Она в глобальном историческом процессе не была постоянной. Сначала она менялась очень медленно (тысячи лет), потом чуть быстрее (сотни лет), потом ещё быстрее (десятки лет) и сейчас очень быстро (единицы лет).
В принципе, любой процесс, поддающийся периодизации, может быть избран в качестве эталона-измерителя времени. Соответственно, историческое время можно измерять в единицах астрономически обусловленного времени, как это принято в наши дни; можно — в продолжительности царствований, как это показано в Библии, и что до сих пор сохранилось в Японии, т.е. на основе биологической обусловленности; можно и на основе социально обусловленного эталона.
В любом случае астрономический эталон, биологический эталон и социальный эталон времени могут быть соотнесены друг с другом. Можно проследить, как изменялось это соотношение в историческом развитии Западной цивилизации. Если раньше многие сотни и даже тысячи лет «биологическая частота» была больше «социальной», то в первой половине ХХ века ситуация качественно изменилась. Теперь «социальная частота» стала больше «биологической».
Если раньше через технологически неизменный мир проходили многие поколения, то в наши дни наоборот — нажизнь одного поколения приходится несколько смен технологий, технических решений, теоретических знаний и практических навыков, необходимых для поддержания достигнутого и дальнейшего роста социального статуса человека.
Это обстоятельство предопределяет качественные изменения в психологии множества людей, в нравственно-этической обоснованности и целеустремлённости их деятельности, в избрании средств достижения ими целей; предопределяет качественные изменения того, что можно назвать логикой социального поведения: это — массовая статистика психологии личностей, выражающаяся в реальных фактах жизни.
Например. В давние времена средневековый врач получал определённый набор знаний и навыков, работал с этим неизменным багажом всю жизнь, мог передать эти знания своему сыну и даже внуку, и этого было достаточно для их успешной профессиональной деятельности. Уровень знаний менялся очень медленно, незаметно на протяжении многих поколений. В первой половине ХХ века частоты биологического и социального времени совпали: каждому новому поколению приходилось обновлять знания отцов. В наши дни, после смены соотношения эталонных частот, врачу приходится постоянно пополнять свой багаж знаний, иначе он отстанет от современного уровня медицины и потеряет доверие к себе как профессионалу.
Постоянно увеличивающийся объём информации «напрягает» не только врачей. Связисты и учителя, пилоты и железнодорожники испытывают необходимость постоянно проходить курсы повышения квалификации, а так как плотность информационного потока продолжает увеличиваться, то начинает происходить смена логики социального поведения. Люди начинают понимать, что надо что-то менять, иначе они могут «утонуть» в этом потоке.
Другой пример. С библейских времен люди травили себя различными «дурманами»: табаком, алкоголем, наркотиками. Употребление этих отравляющих веществ сказывалось только на здоровье потребителей, а не на качестве их жизни в обществе. Не было известно или тщательно скрывалось губительное действие этих веществ на мозг, мыслительную деятельность человека. «Протравленный» мозг теряет способность усваивать длинные «файлы» и быстро перерабатывать и осваивать их. Именно поэтому в наши дни огромное количество людей не может адаптироваться к новому информационному состоянию общества. Они спиваются, теряют работу, не могут понять, что происходит, кончают жизнь самоубийством. Но есть люди, которые уже поняли, что здоровый образ жизни — это вхождение в саморегуляцию — необходимое условие существования человека будущего.
Раньше на протяжении всей жизни одного человека и жизни поколения людей, изменений практически не было, или их было очень мало. Прожил человек жизнь и ничего вокруг него не менялось. А если что-то и менялось, то люди постепенно, не спеша, успевали приспособиться под эти изменения. Теперь за время жизни одного человека и жизни одного поколения происходят многократные изменения в окружающем его социуме (изменения в информационном состоянии общества). Мы живём в удивительное время. Никогда прежде человечество не оказывалось в таком информационном состоянии, в котором оно находится сейчас. Это произошло впервые за всю многотысячелетнюю историю человеческого общества!
Например рассмотрим такие цепочки:
— счёты-«костяшки» — арифмометры — громадные ламповые ЭВМ — ЭВМ на транзисторах в громадных залах — персональный компьютер на письменном столе — нанотехнологии; — фотоаппарат — кинематограф — телевидение — видео — цифровые видео-технологии и всё это произошло за время жизни одного поколения людей! У людей сейчас появилась объективная возможность сравнивать, сопоставлять одно с другим и делать из этого сравнения выводы. Раньше такой возможности не было.
Это качественно новое информационное состояние общества объективно меняет отношение всех людей к происходящему вокруг
них. Происходит смена логики социального поведения людей. Но человек — не выключатель: «вкл.» — «выкл.». Он — система инерционная. Этот процесс смены логики социального поведения сейчас и идёт в обществе. Но у кого-то это происходит быстро, у кого-то медленнее. Но он идёт и его не остановить!
Из этого следует много серьёзных выводов. Отметим лишь главные.
Теперь каждый человек вынужден приспосабливаться под непрерывно меняющиеся условия среды, в которой он живёт. (А это предполагает полный отказ от любых отравляющих веществ: алкоголя, табака, наркотиков любых видов.) Если он не сможет этого делать, увы — такие люди будут вымирать «как мамонты».
Чтобы уметь приспосабливаться, человек должен уметь осваивать, овладевать новыми знаниями непрерывно в течение всей жизни. Сейчас мало, что ты научился работать на каком-то станке или персональном компьютере. Если появились новые — надо уметь освоить и их. А для этого надо уметь учится самостоятельно всю жизнь.
Из вышесказанного следует, что надо менять всю систему образования, которая в основном учит определённой фактологии, но мало учит, как самообразовываться в течение всей жизни.
Чему бы мы не обучали, какой бы уровень специальных знаний не дали выпускникам, они заведомо устареют в течение ближайших пятнадцати лет, а в будущем — за ещё более короткий срок, т.е. логика социального мышления людей будет меняться на протяжении жизни одного поколения и даже не один раз. В этом и кроется радикальный вызов системе образования XXI века — закон времени.
И это приводит к необходимости решения основных концептуальных педагогических задач.
Смена первого педагогического приоритета с «выучить» на «воспитать», ибо формирование общественно значимого мировоззрения — есть единственная основа благополучия общества и его членов.
Смена второго педагогического приоритета с «научить» на «научить учиться». Другими словами, необходимо перейти от педагогики фактологической к педагогике методологической, способной не только научить, но и, прежде всего, привить навыки и методологию самостоятельного освоения необходимых новых знаний. Тогда прекратятся бессмысленные попытки «нашпиговать» государственные образовательные стандарты всем объёмом знаний, накопленных человечеством и увеличивать сроки получения базового образования до неизвестно сколько лет.
Сказанное выше является общими суждениями о проблемах образования в стране. Приближаясь к практическим вопросам каждодневной педагогической действительности, хочется призвать коллег не дожидаться, когда объективные требования времени трансформируются по инициативе государства в объективную реальность, а начать работу уже сегодня.
Закон времени неумолим.
Последнее изменение: суббота 31 октября 2009, 13:58